Официальный сайт органов местного
самоуправления города Нефтеюганска
ХМАО-Югра
         

Своевременное выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их социальной защиты является одной из главных задач управления опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска

Своевременное выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их социальной защиты является одной из главных задач управления опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска.
Решая судьбу конкретного ребёнка, специалисты рассматривают три варианта развития ситуации:  

  • возвращение ребёнка в кровную семью;
  • поиск замещающей семьи;
  • устройство в государственное учреждение.

Понимая приоритет воспитания ребенка в семье, специалистами принимаются все меры для реализации его главного права «Жить и воспитываться в семье». Это определено природой, опытом человеческой жизни, закреплено на законодательном уровне.
Самая защищённая и естественная среда для развития ребёнка—это биологическая семья, независимо от того, полная она или неполная. Ребёнку необходимо, чтобы рядом находились близкие люди, способные в любой момент обеспечить его развитие, стабильность жизни. Во всём, что касается защиты детства, предпочтение отдаётся сохранению ребёнку родной семьи (бабушки, дедушки, родные братья, сестры) или возвращению его в биологическую семью (после прохождения родителями курса реабилитации и последующего восстановления в родительских правах). Но если это невозможно, то специалисты занимаются поиском замещающей семьи. Основная функция этой семьи — заменить ребёнку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей. К замещающим относятся семьи усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей (где опекун выполняет роль воспитателя для детей - воспитанников государственного учреждения).
Лидирующая причина, по которой дети остаются без попечения родителей - это злостное уклонение родителей от воспитания и содержания детей с последующим их ограничением либо лишением родительских прав, в связи с алкоголизмом, наркоманией, а также социальной незрелостью родителей, что приводит к увеличению количества детей, рожденных вне брака, нарушений функций семьи, ухудшения условий содержания детей.
В 2015 году за 9 месяцев выявлены 24 ребенка, оставшиеся без попечения родителей, из которых только 30% составляют сироты, остальные 70% - это социальные сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей.
В 2014 году за аналогичный период времени специалистами управления опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска был выявлен 41 ребенок. Снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей, определяет положительный результат совместной работы всех служб систем профилактики г.Нефтеюганска с неблагополучными семьями.
Наблюдается положительная динамика в части отказов от детей в родильном доме при рождении, так, в 2015 году отказов от детей в родильном доме г.Нефтеюганска не зафиксировано.
В 2014 году был всего 1 отказ от ребенка в родильном доме. В результате проведенной профилактической работы специалистов с матерью и родственниками новорожденного, ребенок был возвращен в семью матери. По настоящее время ребенок проживает с матерью. Семье была оказана необходимая социальная, правовая, психолого-педагогическая поддержка.

Все выявленные в 2015 году дети своевременно устроены:

  • под опеку (попечительство) – 22;
  • возвращены родителям – 1;
  • устроены в государственное учреждение – 1.

Передача детей под опеку, попечительство либо в приемную семью способствует обеспечению оптимальных условий жизни, воспитания, образования и содержания несовершеннолетних, а также защиты их прав и интересов.
При решении вопроса устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей в замещающую семью, и при подготовке гражданина к принятию на воспитание его в свою семью особое внимание уделяется предупреждению возврата детей из замещающей семьи.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", граждане получают объемную всестороннюю консультацию по вопросу сбора необходимых документов для принятия ребенка на воспитание в семью, правовую подготовку и в обязательном порядке направляются на обучение в школу замещающих родителей, а также психологическую диагностику.

Это необходимо для того, чтобы, в первую очередь, сами будущие родители смогли правильно оценить свои возможности. Однако даже в том случае, если граждане выдержали все испытания, показали истинное и непреклонное желание взять на воспитание ребенка, случается, что они возвращают его обратно. Причина, как правило, такова: «Переоценили собственные возможности».
В 2015 году возвращено 2 детей, из них:

  • родственниками – 1 ребенок в возрасте 14 лет;
  • посторонними гражданами – 1ребенок в возрасте 17 лет, (прожил в семье всего 6 месяцев).

Впоследствии эти дети определены в детские государственные учреждения.
В 2014 году 7 детей повторно остались без законного представителя, из них по причине:

  • возврата родственниками – 6 детей в возрасте от 14 до 17 лет;
  • по состоянию здоровья попечителя – 1 ребенок в возрасте 16 лет.

Из них вновь были устроены:

  • 3 детей в замещающую семью;
  • 3 детей в детское государственное учреждение.

В числе наиболее распространенных причин возвратов – непонимание того, что приемные дети особенные, поскольку пережили сильную травму, расставшись с родными родителями.
Последствия отказа для ребенка чудовищны! После такого шага со стороны приемных родителей он перестает верить вообще всем людям. Устроить такого ребенка снова в семью крайне трудно, особенно если речь идет о подростке.
Возвраты детей могут осуществляться не сразу, а через много лет совместной жизни с ребенком, что еще больше усугубляет проблему. Обычно это происходит, когда приемные родители перестают справляться с ребенком, у которого начинается переходный возраст. Больше всего отказов от детей на этом этапе происходит, как правило, от родственников: бабушек, дедушек, реже других родственников. Наличие отрицательного опыта воспитания собственных детей, большая разница в возрасте, в восприятии действительности разными поколениями настолько велика, что к подростковому возрасту, бабушки и внуки полностью перестают понимать друг друга. В момент возникновения этих проблем семья может быть сохранена только в том случае, если она обратится за помощью к психологам. Родственники часто игнорируют работу с психологами, поскольку считают, что многолетний жизненный опыт позволяет им адекватно воспитывать.
Для самого же ребенка такие «приключения» становятся еще одним рубцом на сердце: взяли, «поиграли» и бросили.

Скрыть блок с полезными ссылками

Президент Российской Федерации
Государственная дума
Правительство России
Совет Федерации
Программа подготовки управленческих кадров
Единый официальный сайт государственных органов
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Уполномоченный по правам ребенка в
ХМАО – Югре
Уполномоченный по правам человека в
ХМАО – Югре
Уполномоченный по правам предпринимателей
Инвестиционная карта ХМАО - Югры
Федеральная Налоговая служба
Росреестр
Пенсионный фонд России
Российская общественная инициатива
Центр поддержки экспорта Югры
Союз "Торгово-промышленная палата ХМАО - Югры"
Фонд поддержки предпринимательства Югры
Ипотечное агентство Югры
Фонд социального страхования
Комплексный центр социального обслуживания населения "Защита"
Центр социальной помощи семье и детям «ВЕСТА»
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Детство"
Кванториум Югры
Год экологии 2017
СЕРЕБРЯНАЯ МОЛОДОСТЬ МОЯ. Информирование граждан, вышедших на пенсию.