Официальный сайт органов местного
самоуправления города Нефтеюганска
ХМАО-Югра
       

Обзор правоприменительной практики контрольной деятельности службы муниципального контроля администрации города Нефтеюганска за 2018 год

Настоящий обзор правоприменительной практики контрольной деятельности службы муниципального контроля администрации города Нефтеюганска за 2018 год подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
Обзор правоприменительной практики подготовлен по результатам муниципального жилищного, лесного, земельного, дорожного контроля, контроля в сфере благоустройства.

I. Общие положения
Служба муниципального контроля (далее - Служба) является структурным подразделением администрации города Нефтеюганска. Согласно Положения о Службе, утвержденного распоряжением администрации города от 14.11.2018 № 337-р, структуру Службы составляет: сектор муниципального жилищного и дорожного контроля, сектор исполнения административного законодательства, сектор контроля в сфере недропользования, лесов и благоустройства города. Службу возглавляет начальник Службы. Деятельность Службы координируется главой города Нефтеюганска.
В период до 31.12.2018 администрацией города Нефтеюганска полномочиями по осуществлению соответствующих видов муниципального контроля, в соответствии с постановлением администрации города Нефтеюганска от 29.08.2018 № 136-нп «Об отверждении перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление» были наделены структурные подразделения: департамент экономического развития администрации города Нефтеюганска, департамент градостроительства и земельных отношений администрации города, департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города.
При реализации функций по осуществлению муниципального контроля Служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 №115-оз «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
- постановление администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 41-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Нефтеюганска»;
-постановление администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 39-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Нефтеюганск»;
-постановление администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 37-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами для целей разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и рационального значения, на территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановление администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 38-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановление администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 36-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановление администрации города Нефтеюганска от 15.03.2019 № 64-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановление администрации города Нефтеюганска от 11.10.2018 № 152-нп «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Нефтеюганск» (с изменениями от 29.01.2019 № 19-нп).
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года Федеральным законом от 13.07.2015 года № 246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294), введён «мораторий» на проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесённых к субъектам малого и среднего предпринимательства. Отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в связи с чем, снизилось количество проведенных проверок, а также количество обращений и заявлений граждан и юридических лиц, содержащих основания для проведения внеплановых проверок.
Законным основанием для незапланированных мероприятий могут стать:
- обращения или жалобы граждан и юридических лиц;
- информация, полученная от государственных органов;
- самостоятельно обнаруженные нарушения закона.
Поступление письменных обращений от граждан, проживающих в частном жилом фонде отрабатывалось в соответствии Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении муниципального контроля
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования город Нефтеюганск, деятельность которых подлежит муниципальному контролю, составляет 521 единиц.
Ежегодным планом проведения проверок на 2018 год предусмотрено 3 проверки. За отчетный период, согласно ежегодному плану проверок проведено 3 плановых проверок, нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не выявлено.
В соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 30.10.2017 № 217/1 «Об утверждении плана проведения проверок соблюдения жилищного законодательства на территории города Нефтеюганска на 2018 год» за 2018 год была проведена 1 плановая проверка Товарищество собственников недвижимости «Семерочка», адрес фактического осуществления деятельности: г. Нефтеюганск, микрорайон 9, дом 7.
Цель проведения проверки: осуществление муниципального жилищного контроля на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, размещенного на интернет сайте прокуратуры ХМАО – Югры http://www.prokhmao.ru.
В ходе проведения проверки установлено, что в 2016 Службой жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры Нефтеюганский отдел инспектирования была проведена плановая выездная и документарная проверки в отношении ТСН «Семерочка», по итогам которой выдано 2 предписания для устранения выявленных нарушений в срок до 30.09.2016 и до 15.09.2017 (о чем свидетельствуют 2 акта Службы в представленных документах).
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц являются недопустимость проведения несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Таким образом, отделом муниципального жилищного и дорожного контроля, по работе с обращениями граждан департамента жилищно-коммунального хозяйства проведение плановой документарной проверки было нецелесообразно.
В соответствии с приказом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска от 30.10.2017 № 332 «Об утверждении плана проведения проверок соблюдения земельного законодательства на территории города Нефтеюганска на 2018 год» за 2018 год было проведено 2 плановые проверки, 2 внеплановых проверок.
Проверки по муниципальному контролю в области торговой деятельности не проводились, так как данными полномочиями Служба наделена с 01.01.2019.
Проверки по муниципальному контролю сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Нефтеюганск, муниципальному лесному контролю, муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденных решением Думы города Нефтеюганска от 24.12.2013 № 727-V, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; муниципального контроля за рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения на территории муниципального образования город Нефтеюганск согласно плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год не предусмотрены.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основаниями для проведения проверки, помимо прочего, могут служить результаты предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, содержащие информацию о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о нарушение прав потребителей. Кроме того, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В период с 01.09.2018 по 31.12.2018 в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, с 01.01.2019 по настоящее время в Службу не поступали обращения граждан, юридических лиц, содержащих требования о проведении проверок в отношении «хозяйствующих субъектов», которые, по их мнению, нарушают обязательные требования, в связи с чем внеплановые проверки по вышеуказанным видам муниципального контроля не проводились.
В 2018 году проведено 112 внеплановых проверок по соблюдению требований жилищного законодательства, в ходе которых выявлены нарушения.
По итогам проведения внеплановых проверок по обращению граждан в отношении юридического лица (управляющей компании), вынесено 33 предписаний об устранении выявленных нарушений.
В Нефтеюганский отдел инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры были направлены 3 материала проверок (в отношении ОАО «ЖЭУ № 5», АО «Сфера Жилья»), содержащие признаки административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение лицензионных требований) для составления протоколов об административном нарушении. Производства были прекращены в связи истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП).
В целях исполнения выданных предписаний в отношении юридического лица проведены 114 внеплановых проверок, из них: 10 предписаний не исполнено. Органом муниципального контроля, в отношении юридических лиц составлены 4 административных протокола и 1 административный протокол на должностное лицо по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства). Материалы направлены в мировой суд назначено наказание в виде штрафов. Общая сумма штрафов 441 000 рублей.
Результаты проверок размещены в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), Государственной информационной системе «Единый реестр проверок».
В рамках осуществления муниципального земельного контроля отсутствует возможность в полной мере применять меры административного воздействия к нарушителям земельного законодательства. Материалы, содержащие сведения о нарушении земельного законодательства, направляются в территориальный отдел Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Нефтеюганской межрайонной прокуратурой, Отделом Министерства внутренних дел России г. Нефтеюганску.
1 материал проверки направлен в Нефтеюганскую межрайонную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования в отношении должностного лица по признакам состава преступления, подпадающего под статью 160 Уголовного кодекса РФ. Указанный материал был перенаправлен в Отдел МВД России по г. Нефтеюганску.

III. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

В рассматриваемых в Обзоре сферах деятельности службой проанализированы типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами в 2018 году при осуществлении муниципального жилищного контроля:
- пункта 3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 (далее - ПиН и ТЭЖФ) в части содержания лестничных клеток;
- пункта 3.3 ПиН и ТЭЖФ в части содержания чердаков;
- пункта 3.4 ПиН и ТЭЖФ в части содержания подвалов и технических подвалов;
- пункта 4.1 ПиН и ТЭЖФ в части содержания фундаментов и стен подвалов;
- пункта 4.2 ПиН и ТЭЖФ в части содержания стен;
- пункта 4.3 ПиН и ТЭЖФ в части содержания перекрытий;
- пункта 4.4 ПиН и ТЭЖФ в части содержания полов;
- пункта 4.6 ПиН и ТЭЖФ в части содержания крыш;
- части 1, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- подпунктов «б» пункта 2, подпункта «а», пункта 2, пункта 10 пунктов 11,12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерыва, прививающим установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491;
- п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 64;
- пункта 26 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденного постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290;
- пункты 1, 2 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354.
При осуществлении муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства:
- пункт 2 статьи 62 Правил благоустройства города Нефтеюганска, утвержденных решением Думы города от 24.12.2013 № 727 - VI в части обеспечения чистоты и порядка на территории города Нефтеюганска.

При осуществлении муниципального земельного контроля:
- статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части самовольного занятия земельных участков
- статьи 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части использования земельного участка не по целевому назначению.

Скрыть блок с полезными ссылками

Президент Российской Федерации
Государственная дума
Правительство России
Совет Федерации
Единый официальный сайт государственных органов
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Уполномоченный по правам ребенка в
ХМАО – Югре
Уполномоченный по правам человека в
ХМАО – Югре
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО-Югре
Инвестиционная карта ХМАО - Югры
Федеральная Налоговая служба
Росреестр
Пенсионный фонд России
Российская общественная инициатива
Центр поддержки экспорта Югры
Союз "Торгово-промышленная палата ХМАО - Югры"
Фонд поддержки предпринимательства Югры
Ипотечное агентство Югры
Фонд социального страхования
БУ "Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения"
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Детство"
Югорский фонд капремонта
Государственная инспекция труда
Портал малого и среднего предпринимательства
Персональные данные. Формы заявлений
КОМАНДА Ханты-Мансийского автономного округа – Югры