Официальный сайт органов местного
самоуправления города Нефтеюганска
ХМАО-Югра
       

ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА - УПЛАТА НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на организации и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих доходы своим работникам или же другим физическим лицам, возлагаются обязанности  налоговых агентов по  налогу на доходы физических лиц  (далее – НДФЛ).
Согласно пункту 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии  со статьей 123 Кодекса за неправомерное неудержание (или) неперечисление (неполное удержание  (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, для налоговых агентов предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Действующая  редакция статьи 123 Кодекса предусматривает ответственность налогового агента, даже если он перечислил НДФЛ, но сделал это с нарушением установленного срока (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2014 №18290/13, письма Минфина России от 12.04.2013 № 03-02-07/1/12347 и от 19.03.2013 № 03-02-07/1/8500). Самостоятельным, основанием для привлечения к ответственности налогового агента стало неудержание (неполное удержание) им налога.
Таким образом, ответственность по статье 123 Кодекса может наступить в результате следующих действий (бездействия) налогового агента:

  • не исчислена соответствующая сумма налога из доходов, выплаченных налогоплательщику, вследствие чего налог не удержан и не перечислен в бюджет;
  • налог исчислен, но не удержан и, соответственно, не перечислен в бюджет;
  • налог исчислен, удержан, но в бюджет не перечислен или перечислен несвоевременно (письмо Минфина России от 16.02.2015 № 03-02-07/1/6889).

В связи с чем, привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Кодекса возможно и в случае перечисления НДФЛ на один день позже установленного Кодекса срока (письмо ФНС России от 29.12.2014 №CA-4-7/27163).
Отсутствие задолженности по НДФЛ на дату составления акта налоговой проверки не является основанием для неприменения штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет налоговым агентом. На это указал суд в Постановлении  Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 02.11.2015 № Ф07-948/15. Это решение, было поддержано и Верховным Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2016 № 307-КП6-1594).
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 24.07.2013 № 03-02-07/1/29131. В нем финансовое ведомство указало на то, что обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотрены статьёй 109 Кодекса. При этом последующее (после срока, установленного Кодекса) перечисление налога не является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленного статьей  123 Кодекса. В рассматриваемой ситуации НДФЛ был уплачен не в срок, установленный Кодексом, а с опозданием. В связи с этим, даже если на дату составления налоговым органом акта проверки задолженность по налогу погашена, это обстоятельство не является основанием для освобождения организации (индивидуального предпринимателя) от ответственности по статье 123 Кодекса. Таким образом, организация или индивидуальный предприниматель могут быть оштрафованы за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет.
Кроме того, организации (индивидуальному  предпринимателю) необходимо будет уплатить пени, рассчитанные в порядке, установленном статьей  75 Кодекса, за каждый день просрочки уплаты налога.

Скрыть блок с полезными ссылками

Президент Российской Федерации
Государственная дума
Правительство России
Совет Федерации
Единый официальный сайт государственных органов
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Уполномоченный по правам ребенка в
ХМАО – Югре
Уполномоченный по правам человека в
ХМАО – Югре
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО-Югре
Инвестиционная карта ХМАО - Югры
Федеральная Налоговая служба
Росреестр
Пенсионный фонд России
Российская общественная инициатива
Центр поддержки экспорта Югры
Союз "Торгово-промышленная палата ХМАО - Югры"
Фонд поддержки предпринимательства Югры
Ипотечное агентство Югры
Фонд социального страхования
БУ "Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения"
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Детство"
Югорский фонд капремонта
Государственная инспекция труда
Портал малого и среднего предпринимательства
Персональные данные. Формы заявлений
КОМАНДА Ханты-Мансийского автономного округа – Югры